Стратегическое планирование
Крупные многопрофильные компании (далее по тексту работы .
Корпорации), проводящие согласованный бизнес по всему миру, очень часто
применяют в стратегическом планировании матричную структуру. По
строкам такой матрицы расположены страны, где ведется бизнес, а по
столбцам . направления бизнеса, являющиеся для Корпорации
профильными. На пересечении строки и столбца формируется бизнес-
единица с двойным подчинением: региональному менеджменту, с одной
стороны, и руководству бизнес- направления Корпорации, с другой стороны.
Специфика стратегического планирования в таких сложных
экономических системах, как Корпорации, состоит в оптимизации
одновременно двух бизнес- портфелей: регионального портфеля и портфеля
направлений. При этом:
в качестве критериев оптимизации бизнес- портфелей выступают не
только классические факторы экономической эффективности
(продажи, прибыль, экономическая добавленная стоимость и т.д.), но и
факторы ожидаемых перспектив бизнеса, рассматриваемые с точки
зрения его жизненного цикла;
стратегическое планирование носит многоуровневый характер и
протекает, с одной стороны, на уровнях региональных сообществ
Корпорации, а, с другой стороны, - на уровнях бизнес- направлений
Корпорации;
планирование развивается в условиях максимума неопределенности
относительно рыночных факторов. При этом присутствует
неопределенность двух видов: а) неопределенность при качественном
распознавании текущего количественного уровня факторов; б)
неопределенность прогнозных значений параметров стратегического
плана.
В этом главе книги предлагается ряд вариантов учета
неопределенности при стратегическом планировании, с применением
формализмов теории нечетких множеств. Для примера рассмотрим
простейший стратегический план регионального сообщества Корпорации за
текущий финансовый год в предположении, что само региональное
сообщество (далее по тексту статьи - Компания) представляет собой
трехуровневую иерархическую систему: Компания содержит в своем составе
несколько департаментов (бизнес- единицы в стратегическом плане
Корпорации), а в сами департаменты входят несколько локальных
однопрофильных бизнес- направлений. Стратегическое планирование в
Компании проводится на всех трех уровнях: по локальным бизнес-
направлениям, по департаментам и по Компании в целом. При этом
целесообразно, чтобы для безболезненного агрегирования информации
структура планов на всех выделенных уровнях иерархии была однотипной.
В состав стратегического плана обычно включаются следующие
основные блоки:
макроэкономический блок, описывающий внешнее окружение
бизнеса;
маркетинговый блок, описывающий рынок бизнесов и конкуренцию
на нем;
финансовый блок, в котором собраны все финансовые показатели
планируемого объекта;
блок решений, в котором фиксируются мероприятия по
совершенствованию бизнеса, сроки их проведения и ответственные
лица.
Далее по ходу изложения раздела мы рассмотрим характерные и
вполне уместные варианты применения нечетких описаний для каждого
выделенного блока (за исключением блока решений, где математика уже не
участвует).