Целевая, функция потребления и моделирование поведения потребителей

 

В условиях рыночной системы управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий и фирм в основе принятия хозяйственных решений лежит рыночная информация, а обоснованность решений проверяется рынком в ходе реализации товаров и услуг. При таком подходе начальным пунктом всего цикла предпринимательской деятельности становится изучение потребительского спроса. Рассмотрим некоторые вопросы моделирования спроса и потребления.

Уровень удовлетворения материальных потребностей общества (уровень потребления) можно выразить целевой функцией потребления

 

U=U(Y),

 

где вектор переменных У ³ 0 включает разнообразные виды товаров и услуг.

Ряд свойств этой функции удобно изучать, используя геометрическую интерпретацию уравнений

 

U(Y)=C,

 

где С — меняющийся параметр, характеризующий значение (уровень) целевой функции потребления; в качестве величины С может выступать, например, доход или уровень материального благосостояния

В пространстве потребительских благ каждому уравнение

 

U(Y)=C

 

соответствует определенная поверхность равноценных, или безразличных, наборов благ, которая называется поверхностью безразличия. Для наглядности рассмотрим пространство двух благ, например, в виде двух агрегированных групп товаров: продукты питания (y1) и непродовольственные товары, включая услуги (у2). Тогда уровни целевой функции потребления можно изобразить на плоскости в виде кривых безразличия, соответствующих различным значениям С (см. рис. 1, где С1 <С2 < С.3

 

 

Рис. 1.

 

 

 

    

Содержание раздела